Чт. Окт 31st, 2024

Никогда еще в индустрии высоких технологий лопнувший пузырь не надувался снова с такой скоростью

Когда 1 апреля обменный курс виртуальной валюты Bitcoin перевалил за отметку $100, подскочив тем самым почти в 10 раз с начала года, многие сочли это первоапрельским розыгрышем. Но первое апреля прошло, а курс Bitcoin всё продолжал быстрый набор высоты в геометрической прогрессии.

Если б речь шла об акциях какой-либо компании или о курсе реальной валюты какого-либо государства, можно было бы однозначно утверждать, что на глазах разворачивается типичный сценарий «мыльного пузыря» — результат биржевых спекуляций безосновательно переоцененным активом. Но Bitcoin не актив в прямом понимании, не валюта, обеспеченная госгарантиями, да и биржа, как таковая, тоже отсутствует. Bitcoin — виртуальное платежное средство, внутренний обменный курс которого диктуется исключительно балансом спроса и предложения.

Несмотря на виртуальность, за «биткоины» можно купить вполне настоящий ассортимент товаров — от пиццы до номера в отеле — а также обналичить через один из обменных шлюзов, крупнейшим из которых является площадка Mt.Gox. Зависимость курса от рыночного спроса, вкупе с анонимностью виртуального платежного средства, породила наиболее правдоподобное объяснение происходящего — банковский кризис на Кипре, создавший спрос на «новые оффшоры», вызвал рекордный интерес к Bitcoin и подстегнул обменный курс.

Хроника пикирующей валюты

Но если причины взрывной популярности виртуальной валюты еще можно объяснить, то поведение её обменного курса на протяжении последних дней объяснению не поддается. Достигнув утром 10 апреля немыслимой отметки $266, курс камнем полетел вниз, потеряв до конца дня больше половины стоимости. Чтобы предотвратить дальнейший стихийный обвал, шлюз Mt.Gox поступил так же, как в подобных случаях поступают настоящие фондовые биржи — объявил об экстренной приостановке торгов, чтобы дать трейдерам возможность отойти от шока.

Однако, после возобновления торгов курс быстро обвалился еще на 35% — достигнув «дна» на отметке $54. При этом был установлен еще один антирекорд Bitcoin — по объему торгов. На этот раз рекордным было количество желающих избавиться от горящей на руках валюты. Казалось бы — логичный конец очередного «пузыря», окончательно потерявшего доверие инвесторов, после которого следует неминуемый «вылет» с рынка.

Но, похоже, логике Bitcoin не подчиняется. После оглушительного обвала курс виртуальной валюты сразу начал новую волну роста — такую же стремительную, как и предыдущую. Меньше чем за сутки после достижения «дна» курс подскочил на 92% — до $115.

Спрос породил предложение

С одной стороны, виртуальная валюта обладает всеми преимуществами оффшоров — гарантирует анонимность транзакций, не контролируется властями и позволяет в любой момент обналичить активы. С другой стороны, Bitcoin также присущи атрибуты типичной пирамиды — те, кто вложился в числе первых, могут озолотиться, спровоцировав панику в рядах недавно присоединившихся (для сравнения, изначальный курс Bitcoin в 2010 году составлял $0,003).

Совокупность таких качеств уже породила «наследников» Bitcoin — новые виртуальные валюты, основанные на тех же принципах анонимности и децентрализации, но с рядом отличий. Первая из них — Litеcoin, по сути клон Bitcoin, созданный с учетом ошибок прародителя. С помощью Litеcoin транзакции можно совершать быстрее, но суммарный объем валюты также ограничен и дополнительные эмиссии невозможны.

Другой последователь — валюта Ripple, обещает завершение транзакции за несколько секунд, в отличие от «прародителя», где проверка каждого платежа занимает 10 минут.

«Наша задача — предложить неподготовленным пользователям неизвестный платежный инструмент, такой же легкий в пользовании, как традиционная банковская карточка»

, — поясняет Крис Ларсен, глава стартапа OpenCoin из Силиконовой Долины, который стоит за проектом Ripple.

Создатели планируют начать публичные операции с Ripple в мае этого года. И, чтобы привлечь внимание к новой виртуальной валюте, раздадут бесплатно 75% фиксированной эмиссии объемом 100 млрд виртуальных монет. Любой, кто откроет кошелек в новой валюте, получит 5 монет, а при конвертации в Ripple средств, накопленных в Bitcoin — еще и надбавку.

Таким образом, концепция анонимной цифровой валюты уже набрала критическую массу интереса со стороны общественности. Не исключено, что новоизобретенные платежные средства, в силу своего удобства и доступности, могут в ближайшем будущем «канибаллизировать» своего прародителя, и «на костях» Bitcoin обоснуется новая массовая виртуальная валюта. Эксперты The Economist уже назвали это явление «добычей цифрового золота».

Кукловоды зазеркалья

Предприниматели Силиконовой Долины относятся к «цифровому золоту» со всей серьезностью. В частности братья-близнецы Уинклвосс — те самые, у которых Марк Цукерберг якобы украл идею Facebook — владеют 1% от только объема существующих «биткоинов». Такую информацию раскопали Натаниэль Поппер и Питер Леттман из New York Times.

«Группа спекулянтов взвинтила обменный курс виртуальной валюты, повысив её конвертационную стоимость до впечатляющей отметки $1,3 млрд. Братья Уинклвосс контролируют 1% от этого новоиспеченного богатства, или около $11 млн»

, — пишет New York Times.

Братья проявили интерес к виртуальной валюте летом прошлого года. Несмотря на обвал, близнецы в любом случае остались в огромном выигрыше, поскольку 9 месяцев назад курс Bitcoin составлял около $15. Учитывая, что на руках у братьев находится около 108 тыс виртуальных монет, их прибыль подсчитать несложно.

Аналитики не берутся утверждать, почему близнецы Уинклвосс переключились на Bitcoin столь неожиданно. Очевидно одно — когда в технологию инвестируют столь влиятельные цифровые предприниматели, дело принимает действительно серьезный оборот.

Сводка.нет — Новости Украины и Мира

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *