Чт. Окт 3rd, 2024

В мае 2023 года Совет Евросоюза одобрил законопроект по регулированию рынка криптоактивов (MiCA), тем самым упростив процесс авторизации для поставщиков криптовалютных услуг.

Вместе с компанией AXIOMA, разработчиком white label решения для обработки криптоплатежей WhiteFlo, рассказываем, что нужно для запуска криптопроцессингового сервиса в ЕС.

Актуальное состояние крипторегулирования в Европе

MiCA вступит в силу в 2024 году и предоставит криптокомпаниям возможность вести бизнес в 27 странах ЕС с единой лицензией. К этому моменту регуляторы смогут разработать подробные инструкции по применению нового законодательства.

«Европа ― первый из крупных регионов мира, где наступит регуляторная ясность относительно криптоиндустрии. Пользователи смогут платить налоги в криптовалютах и включать их в уставные капиталы, а банки — взаимодействовать с платежками в цифровых активах, как с фиатом», ― комментирует команда AXIOMA.

Так, в июле Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA) опубликовало 160-страничный документ с пояснениями к MiCA.

Согласно ему, кандидаты на получение лицензии в ЕС должны доказать, что средства клиентов и компании разделены, а также подробно описать меры безопасности системы. Кроме того, криптобизнесы обязаны выявлять потенциальные конфликты интересов и управлять ими.

ESMA заявило, что проведет очередной этап консультаций с бизнесом по поводу управления средствами клиентов в октябре, а в начале следующего года объяснит, в каких случаях криптоактив считается ценной бумагой и как иностранные компании должны обслуживать граждан стран ЕС.

Почему криптокомпании развивают бизнес в Европе

Преимущества регуляторной ясности в ЕС стали особенно заметными на фоне нормативной неопределенности в США. 

Директор по продукту институциональной платформы Bakkt Дэн О’Прей дал положительную оценку MiCA и допустил расширение бизнеса в Европе:

«Любая форма ясности в целом хороша. […] По крайней мере, люди знают, где они находятся, как могут работать, и уверены, что соблюдают требования регуляторов».

Соэмитент USDC — компания Circle — подала заявки на регистрацию во Франции, а конгломерат Societe Generale уже получил лицензию поставщика услуг цифровых активов через дочернюю компанию Forge.

Однако одних лицензий недостаточно для ведения бизнеса: нужно создать инфраструктуру для безопасной обработки криптоплатежей. Это можно сделать тремя способами: воспользоваться услугами стороннего провайдера (Software as a service, SaaS), разработать собственный криптопроцессинговый сервис или приобрести готовое решение (white label).

«Покупку готового решения выбирают крупные компании, которые хотят интегрировать криптопроцессинг в свои сервисы и перестать платить сторонним провайдерам. В них также заинтересованы фиатные платежные сервисы, решившие выйти на рынок криптовалют: они часто имеют собственный интерфейс взаимодействия с клиентской базой», ― отмечают представители AXIOMA.

Запуск криптопроцессингового сервиса на базе готового решения можно условно разделить на две части — операционную и техническую. Ниже мы рассмотрим их более подробно.

Лицензия, KYC и ликвидность

Для открытия криптопроцессингового сервиса нужно выполнить ряд условий:

  • получить лицензию у местного регулятора. Регистрации в любой стране ЕС достаточно, чтобы оказывать услуги на всей территории союза. Основное финансовое условие для получения лицензии — иметь уставной капитал в размере €120 000;
  • открыть счет в финансовой компании с лицензией EMI для работы с фиатом. Банки начнут работать с криптовалютными компаниями в 2024 году после вступления MiCA в силу;
  • подключить счет к платежной системе. Интеграция с Visa/Mastercard потребуется, если планируется продавать криптовалюту за фиат;
  • нанять AML-офицера. Он будет отвечать за организацию процедур KYC и KYB. Регуляторы требуют их проведения для соответствия стандартам FATF.
  • обеспечить ликвидность. Можно использовать собственную ликвидность и подключиться к криптобирже для конвертации активов. В последнем случае понадобится доступ к бизнес-аккаунту сервиса на торговой площадке. При этом нужно учитывать функциональные возможности каждой биржи.

Параллельно с выполнением этих условий компания должна выбрать и настроить техническое решение для работы криптопроцессинга.

Инфраструктура, код и сторонние интеграции

Мы рассмотрим вариант покупки готового решения: разработка собственного программного обеспечения может занять больше года, а использование модели SaaS поставит компанию в полную зависимость от провайдера.

Покупка white label продукта вроде WhiteFlo обходится дороже на старте, однако позволяет клиенту быстрее выйти на рынок. Кроме того, он получает полный доступ к исходному коду продукта и может подстраивать его под свою бизнес-модель самостоятельно или вместе с AXIOMA.

Экосистема WhiteFlo включает B2B-кошелек, обменник, мерчант-аккаунты, а также модули для обработки криптоплатежей и покупки цифровых активов за фиат. Разработчики поставляют решение по модели on-premises по бессрочной лицензии с возможностью кастомизации всех сервисов.

Интеграция с блокчейнами проходит через API обозревателей и Infura. В настоящий момент платформа поддерживает биткоин, Ethereum, Tron, стейблкоины USDC (ERC20) и USDT (ERC20 и TRC20).

«Мы не взимаем никаких комиссий, кроме разовой платы за настройку и установку системы. Однако клиентам следует учитывать расходы на серверную инфраструктуру вроде Amazon Web Services ($200-1000 в зависимости от нагрузки), KYC-провайдера, карточные платежи, email-провайдера и покупку домена», ― объясняет команда AXIOMA.

Для настройки решения нужно:

  • арендовать серверы на Amazon Web Services;.
  • приобрести домен и подключить email-провайдера;
  • подключить аккаунт KYC-провайдера;
  • интегрировать аккаунт криптовалютной биржи для проведения конвертаций;
  • подключить счет Mastercard/Visa для обработки карточных платежей. WhiteFlo поддерживает работу с долларом США, евро и другими валютами.

Процесс установки и кастомизации занимает от двух до шести недель. В него входит обучение команды заказчика и базовая настройка интерфейса, включая изменение логотипа и фирменных цветов. 

Клиент получает код платформы и документацию, по дополнительному соглашению — постоянную поддержку и обновления.

Выводы

По мнению AXIOMA, после вступления в силу MiCA в Евросоюзе значительно вырастет спрос на инфраструктурные бизнесы по обработке криптовалютных транзакций.

Самостоятельный запуск такого сервиса ― сложная процедура, которая состоит из нескольких взаимосвязанных операционных и технических процессов. Последние можно упростить с помощью white label решений вроде WhiteFlo.

В этом случае компания может быстро запустить сервис «из коробки» и настроить его под свои потребности. При этом она получает полный доступ к исходному коду продукта и право его модифицировать.