Чт. Окт 31st, 2024

Главное

  • Посткапитализм — термин, описывающий новую экономическую систему, которая должна прийти на смену капитализму.
  • Подробно концепцию посткапитализма описал британский журналист Пол Мэйсон. По его мнению, текущая капиталистическая модель себя исчерпала и ведет к массовому обеднению и росту неравенства.
  • По мнению Мэйсона, сейчас человечество переходит к системе посткапитализма. Глобальные тенденции, такие как повсеместная автоматизация и распространение информационных технологий, позволят в будущем минимизировать стоимость основных товаров и услуг, значительно повысив качество жизни.
  • Централизованные и иерархичные экономические структуры уступят место горизонтальным моделям добровольного сотрудничества.
  • Концепцию посткапитализма, описанную Мэйсоном, критикуют за утопизм и ангажированность в сторону левой идеологии.

«Неолиберальная революция»

Теорию посткапитализма изложил британский журналист и публицист Пол Мэйсон в книге «Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему» (PostCapitalism: A Guide to Our Future), изданной в 2015 году.

В своей работе он указывал на структурные проблемы в западной экономике и растущую популярность крайне правых сил как на тревожные признаки системного кризиса капитализма. Волатильность общественно-экономической жизни в развитых странах, по его мнению, вызвана тем, что «неолиберализм сломан».

Мэйсон отмечал, что реальные зарплаты перестали расти пропорционально с ростом продуктивности с начала 1970-х годов. К началу 1980-х экономический рост начали все более активно поддерживать с помощью долговых инструментов, из-за чего их общий объем вырос до более чем 300% от мирового ВВП к 2010 году. Осенью 2021 года размер долговых обязательств превысил $300 трлн, а их соотношение к глобальному ВВП — 350%.

Росту долга способствовала денежно-кредитная политика: ключевые ставки в США и странах Европы последовательно снижались начиная с 1980 года. Это стимулировало экономический рост за счет дешевых инвестиций. Другой фактор — масштабное увеличение денежной массы, в том числе путем программ «количественного смягчения», запущенных начиная с 2008 года. Как результат, ускорилась инфляция, а реальные ставки по вкладам и государственным облигациям упали.

В 1979 году произошла «неолиберальная революция», констатирует автор «Посткапитализма». Впервые за сотни лет капиталистическая элита вышла из очередного кризиса не путем компромисса с «рабочим большинством», а стремительным наращиваем долга за счет эмиссии денег. Это и привело к увеличению производительности без роста реальных доходов в следующие десятилетия.

Кризис капитализма

«Капитализм более не способен адаптироваться так, как он делал это в наиболее успешные времена начала 20-го века и после Второй Мировой войны. Он более не позволяет создавать ценность из навыков и работоспособности», — считает Мэйсон.

На современную экономику оказывает большое внимание так называемый «информационный эффект». По словам Мэйсона, стремительный рост объема информации и ее свободное распространение смогли сделать доступными многие услуги и товары. Однако из-за структурных особенностей капитализма они не решили проблему продуктивности, которая находится в стагнации.

Цифровая экономика в текущей структуре «классического» капитализма, уверен Мэйсон, способствовала небывалой концентрации богатства. В данном случае, в руках крупных технологических корпораций, которые монополизировали информационную среду с помощью платформ. Как следствие, социальное расслоение в последние десятилетия лишь увеличилось, что характеризуется постоянным созданием бессмыленных рабочих мест (bullshit jobs).

Еще одно следствие неолиберальных отношений — перевод на рыночные отношения деятельности, которая раньше была общественной и добровольной, а также финансиализация различных товаров и объектов.

Переход к посткапитализму

Мэйсон уверен, что мировая экономика находится на пороге нового исторического цикла длиной в 500 лет. Предыдущий цикл начался в 15-м веке и привел к появлению капитализма. Новый тип экономических отношений исследователь назвал пост-капитализмом. Его наступление стало возможным благодаря технологическому прогрессу. 

Транзиту к пост-капитализму, который сможет решить проблемы , будут способствовать несколько глобальных трендов:

  • Тотальная автоматизация промышленности и сферы услуг за счет машин, ИИ и роботов;
  • Введение всеобщего базового дохода;
  • Доступность основных товары потребления;
  • Распространение принципа открытого исходного кода;
  • Борьба с рентными экономическими моделями и монополиями;
  • Снижение размера общественного долга путем регулирования банковской сферы и удержания ставок ниже уровня инфляции.

Мэйсон призывает отдавать предпочтение в инвестировании информационноемким технологиям, например в сфере промышленности и здравоохранения. Последнее позволит существенно снизить стоимость жизни и повысить ее качество, в то же время снизив нагрузку на систему социального обеспечения.

Итогом всех этих тенденций станет минимизация стоимости большинства товаров и услуг, что позволит повысить общий уровень благосостояния, а необходимость в низкоквалифицированной работе отпадет. Объем обязательной работы сократится, свободное время у большинства людей станет свободным. Будут терять былую роль основанные на неравенстве централизованные структуры и вертикальная иерархия.

Вместо этого все большее распространение получат децентрализованные модели деятельности, в которых индивидуальные специалисты будут добровольно объединяться для реализации каких-либо проектов. Для этого они будут тратить свое свободное время, зачастую не требуя взамен никакой оплаты.

Критика концепции

Хотя некоторые эксперты признают обоснованность идей Мэйсона, другие критикуют его предложения и выводы. Кристан Фукс из университета Вестминстера называет автора «Посткапитализма» «утопическим социалистом», который уповает на информационные технологии как на способ решения экономических проблем. 

Он отмечает, что технологии формируются под воздействием самой иерархичной системы капитализма, следовательно, скорее не предопределяет крах, а способствуют его развитию.

Обозреватель The Guardian Крис Маллин в своей рецензии на книгу пишет, что восприятие Мэйсоном профсоюзов и рабочего движения в 1960-х и 1970-х на Западе, в частности в Великобритании, слишком идеализированно.

Кроме того, Маллин указывает на прошлое Мэйсона: в молодости тот принимал активное участие в леворадикальных движениях. Этим, как полагает критик, можно объяснить, почему Мэйсон посвятил значительную часть своей книги критике капитализма, но предложил слишком простую и расплывчатую программу действий, отсылающую к трудам Маркса и социалистических политиков прошлого.