Вс. Ноя 17th, 2024

Мировая экономика переживает период трансформации и становления совершенно новых трендов в монетарной политике центральных банков. Одним из привлекательных направлений для крипторынка могут стать инвестиции в казначейские облигации США. ForkLog разобрался, как госдолг Соединенных Штатов стал источником обеспечения стейблкоинов и каковы перспективы RWA-проектов в этом сегменте традиционных финансов. 

Как образуется госдолг

По данным Института международных финансов, в I квартале 2024 года общий мировой долг превысил $315 трлн, составив 333% от ВВП. Около двух третей этой суммы пришлось на развитые страны с наибольшей долей у США и Японии.

На начало июня 2024 года госдолг США превысил $34 трлн, что является абсолютным максимумом. Одновременно с этим ускорились и темпы его роста. С 2010 по 2020 год госдолг США увеличился на $10 трлн — с $13 трлн до $23 трлн. На сопоставимую величину ($10,8 трлн или 46,5%) он вырос всего за четыре года с начала пандемии.

Основной причиной такого движения считается постоянный дефицит бюджета страны. Также непрерывно растет нагрузка обеспечения, то есть проценты, которые государство платит держателям долга. Аналитики Statista прогнозируют сохранение дефицита бюджета на уровне $1,5 трлн в год вплоть до 2029 года. По состоянию на апрель 2024 года обслуживание долга обошлось в $624 млрд в год. А из-за сохранения процентной ставки ФРС на уровне выше 5% эта сумма будет расти дальше.

Для покрытия дефицита Минфин США прибегает к печати дополнительных денег для выплаты кредитов. Примерно до 2015 года Штаты наращивали долю владения госдолгом со стороны иностранных государств. На пике этот показатель был равен 35%. В последнее время тенденция развернулась, к концу 2023 года достигнув отметки в 23%.

При сохранении тренда неизбежно встанет вопрос о создании новых источников финансирования. Гипотетическим сценарием выхода из этой ситуации является использование RWA, а точнее — развитие рынка регулируемых стейблкоинов, привязанных к доллару США.

Два крупнейших стейблкоина — USDT и USDC

Рассмотрим резервы Tether, эмитента стейблкоина USDT. Согласно отчету компании от 31 марта 2024 года, ее резервы составили $110,3 млрд. Более 84% ($92,6 млрд) из них находятся в «денежных средствах, их эквиваленте и других краткосрочных депозитах». Из них почти 80% ($74 млрд) хранятся в казначейских облигациях. Это значит, что активы USDT как минимум на 67% обеспечены госдолгом США.

Аналогичный отчет эмитента USDC Circle на 4 июня 2024 показывает, что резервы этого стейблкоина на 90% ($29,1 млрд) обеспечены активами из управляемого BlackRock фонда Circle Reserve Fund, который также вкладывает средства в казначейские облигации.

41,65% активов ($12,12 млрд) инвестированы напрямую в госдолг США. Остальная часть размером 58,35% ($16,98 млрд) находится в сделках РЕПО по обратному выкупу таких бумаг.

Если суммировать обеспечение госдолгом США монет USDT и USDC, мы получим $103,1 млрд. Именно эта сумма лежит в основе их резервов. Сопоставив цифру с данными от Statista на январь 2024 года, мы обнаружим, что два крупнейших стейблкоина владеют немногим меньшей долей в госдолге США, чем Германия.

Хотя эти объемы невелики в сравнении с общим размером госдолга, благодаря своему распределенному характеру стейблкоины способны восполнить долю иностранных компаний.

Факторами принятия и развития рынка подобных монет могут стать ограничительные меры и санкции, касающиеся фиата, а также упрощение взаиморасчетов. 

Одним из примеров роста интереса к таким платежам стали российские производители металлов. В июне 2024 года СМИ сообщили, что две компании, не находящиеся под санкциями, начали применять стейблкоин USDT и другие криптовалюты для международных расчетов — преимущественно с китайскими клиентами и поставщиками.

Потребность в таких механизмах будет только расти, как и капитализация регулируемых стейблкоинов, эмитенты которых продолжат наращивать резервы в государственных долговых облигациях США.

DeFi и их влияние на госдолг

Также стоит отметить сектор инвестирующих в гособлигации DeFi-приложений, которые выпускают токенизированные активы на блокчейне. На июнь 2024 года рыночная капитализация таких продуктов превысила $1,5 млрд. Рост сектора произошел менее чем за полтора года с $100 млн в начале 2023 года.

Крупнейшими эмитентами токенизированных продуктов госдолга выступили BlackRock и Franklin. Эти компании также являются активными участниками рынка спотовых биткоин- и Ethereum-ETF.

В отличие от централизованных стейблкоинов вроде USDT и USDC, подобные RWA-платформы предоставляют доходность держателям токенов. Если эмитенты стабильных монет забирают всю прибыль себе, то вторые строят бизнес на посредничестве, зарабатывая комиссии за процессинг.

Например, чистая прибыль Tether в I квартале 2024 года составила $4,5 млрд, из которых ~$1 млрд пришлись на процентный доход от казначейских обязательств США. Держатели стейблкоина, конечно же, не получили никаких начислений.

С точки зрения привлечения капитала к покупке госдолга RWA-платформы выглядят гораздо привлекательнее. Инвесторы могли бы использовать эти токены в других DeFi-приложениях, потенциально увеличивая прибыль и принося дополнительную ликвидность на крипторынок.

Параллельно создается все больше экспериментальных стейблкоинов. В начале июня 2024 года компания Paxos, эмитент PayPal USD (PYUSD), Pax Dollar (USDP) и Pax Gold (PAXG) представила Lift Dollar. Этот стейблкоин привязан к доллару США, он предоставит пользователям доходность в 5% —  те самые проценты от вложений в госдолг.

Алгоритмический стейблкоин DAI

Эмитентом алгоритмического стейблкоина DAI является MakerDAO. Актив обеспечен монетами и токенами, включая ETH, WBTC, USDC, UNI. Однако MakerDAO в рамках развития RWA-направления выдает кредиты под залог классических ценных бумаг.

С 2022 года организация начала вкладываться в краткосрочные казначейские облигации США и корпоративные бонды. К середине 2023 года благодаря партнерству со специализирующейся на DeFi консалтинговой фирмой Monetalis объем вложений MakerDAO в госдолг США составил $1,2 млрд.

Помимо прямых инвестиций в казначейские ценные бумаги токен обеспечен USDC. Учитывая, что Circle хранит активы в гособлигациях, доля обязательств правительства США перед DAI еще выше.

Чем полезны инвестиции в госдолг для крипторынка

С момента создания первого блока биткоина прошло более 15 лет. В его хеше содержится заголовок статьи «Chancellor on brink of second bailout for banks», вышедшей в лондонской газете The Times на закате финансового кризиса 2008 года.


Несовершенство традиционной экономики позволило биткоину и его аналогам завоевать популярность. Долгое время считалось, что они станут альтернативой или даже заменой существующей финансовой системе.

Однако, несмотря на идеологические противоречия криптовалютного и традиционного рынков, мы видим постепенное слияние двух экономик. Компании научились извлекать выгоду из обоих «миров», где подобный симбиоз приносит пользу всем ее участникам.

Так, Tether в мае 2023 года объявила, что выделит до 15% прибыли на покупку биткоина. Согласно отчетным документам за I квартал 2024 года, вложения компании в первую криптовалюту составили более $1,7 млрд.


Из этого получается, что правительство США как центр мировой монетарной политики, платя проценты по госдолгу, не только обеспечивает стабильность USDT, но и косвенно финансирует покупку биткоина. Это же позволило Tether инвестировать в смежные рынки: ИИ-инфраструктуру, P2P-коммуникации, а также возобновляемую энергетику и майнинг.

Таким образом, мы видим, как государственные долги питают экосистему биткоина и помогают ей становиться крепче.

Текст: Олег Cash Coin