Сб. Ноя 16th, 2024

DAO Politics — серия подкастов от Forklog, в которой мы вместе с приглашенными экспертами разбираемся, как устроены децентрализованные автономные организации, говорим об их концептуальных и технологических основаниях. Четвертый выпуск посвящен Жилю Делезу — одному из самых радикальных теоретиков децентрализации. О том, изобрел ли соавтор «Тысячи плато» интернет и почему важно тренировать силу воображения, рассказывает философ Иван Белоногов.

1. Есть организации — вертикальные и сетевые. Первые действуют в рамках внутренней иерархии, вторые созданы по сетевому принципу. Их принято друг другу противопоставлять. В иерархических организациях главное значение приобретает личный статус. Первый вопрос, который возникает у нового участника иерархической структуры при обращении к коллеге: «А какого вы ранга?». Если его статус ниже, чем у новичка, значит, с ним следует разговаривать как с подчиненным. Если выше — надо изображать тварь дрожащую. То есть в иерархиях люди общаются не напрямую, а через свои ранги. Этот вид организации не самым эффективный, но в некоторых ситуациях он незаменим. Например, когда происходит нечто критическое, чрезвычайное и требуется высокая скорость принятия решений.

В сетевых организациях эффекты рангов проявляются значительно слабее. От иерархии они отличаются не тем, что ядро отсутствует вообще, а тем, что их может быть множество. Центром становится узел, который аккумулирует большее число связей. В сети больше свободы: всегда можно переключиться с одного центра на другой, например, более подходящий по задачам. Однако здесь свои ограничения: правила поведения, зачастую негласные. Если ты их не будешь соблюдать, с тобой не будут иметь дело.

2. А есть ризома. Этот популярный концепт предложил в 1976 году французский философ Жиль Делез. Ризому часто называют «грибницей» и считают, что это такая сеть. Но это не совсем верно.

Сеть может пережить несколько разрывов: если человек удалит двух из пяти друзей, то у него все равно останутся еще три, через которых он будет связан с новостями и трендами. Но в случае полного разрыва отношений со всеми человек выпадет из сети. Ризома устроена иначе: в ней каждый узел динамичен, он растет сам из себя и способен включаться в разные конфигурации. Если потребуется — станет частью иерархии или врастет в многоядерную сеть. Такую организацию сравнивают с рынком. На рынке все узлы — одиночки, они изначально автономны и только на следующем шаге могут взаимодействовать или конкурировать друг с другом. 

В иерархии важнее всего ранги и статусы. В сети котируются способности, но и статусы важны. В случае с ризомой акцент сдвигается на умения: чем ты полезен для других. Поэтому в ризоматическом сообществе человек постоянно меняется, адаптируется и переучивается, обретая тем самым свободу и независимость. В примере сетевой организации с пятью друзьями понятно, что человек будет всеми силами стараться не потерять связь с сетью, возможно, даже идя наперекор себе, отказывая себе в свободе. Ризоматически мыслящий человек автономен. Даже если его бросят все, он не потеряет контакт с реальностью, продолжит свое путешествие, найдет новые узлы связи. Web3 располагает к чему-то подобному.

3. Концепт ризомы отлично сочетается с кибернетикой третьего порядка. Чтобы разобраться в нынешнем интернете, поговорим о его истоках. Кибернетика первого порядка — это кибернетика одного субъекта, субъектно-объектная модель. Ее разработал Норберт Винер. Суть в том, что мы за чем-то наблюдаем и изучаем его свойства на основе отрицательных обратных связей. Этот принцип предполагает, что во внимание принимается только конечная цель, а все остальное отбрасывается. Наглядный пример: человек решил в конце месяца купить айфон, поэтому будет отказываться от любых других трат. Дополнительные траты не помогут ему в достижении цели, поэтому он их избегает.

Кибернетика второго порядка — это субъект-субъектная модель. Во внимание берется не только факт того, что человек наблюдает за субъектом, но и что сам человек также является субъектом. Появляется положительная обратная связь, которая помогает решить проблему отсутствия конкретной цели. Представим, что человек решил научиться играть на музыкальном инструменте. Зашел в магазин, побренчал на гитаре — не то, постучал по барабанам — не зашло, взял бас и ощутил удовольствие, продолжил играть. Это пример положительной обратной связи — четкой цели пока нет, человек еще не выбрал, на чем играть, но один инструмент уже понравился. Процесс выбора цели на основе положительной обратной связи и рекурсии и есть кибернетика второго порядка.

Кибернетика третьего порядка учитывает фактор хаотичной среды. Вернемся в музыкальный магазин и заметим, что кроме инструментов там есть много других объектов, которые могут звучать. Например, мусорное ведро или подоконник. То есть помимо уже готовых к взаимодействию субъектов и объектов в кибернетике третьего порядка есть еще среда, которая также воздействует на то, что в ней находится. Она выступает потенциальной материей для будущих личиночных субъектов.

Кибернетика третьего порядка — это ризоматический интернет Web3, где люди взаимодействуют с программами, вещами и людьми. Кибернетика второго порядка — интернет Web 2.0, где люди взаимодействуют с людьми. 

4. Об этом размышлял не только французский философ. Делез, действительно, заложил концептуальные основы интернета и даже Web3. Но для полноты картины нам надо дополнить его идеи русским космизмом. Философ Владимир Вернадский ввел понятие ноосферы — планетарной сферы ума, в которой взаимодействуют природа и общество. Раньше это была просто теория, а теперь у нас стоят вышки 5G, интернет передается по воздуху. Не пора ли думать о том, как заполненная интернетом атмосфера способна реагировать на действия людей? О том, что еще можно к ней подключить. Зубную щетку? Домашних питомцев?

5. Птеродактилей? Мы можем помыслить и предсказать количественные изменения. А вот качественные изменения мы предсказать не можем. Для этого нужно освободить воображение. 

Будущее строится на инновациях, изобретениях. Допустим, завтра ученый оживит птеродактилей и полеты на них войдут в моду. Круг задач совершенно изменится: придется заботиться о том, чтобы интернет раздавался до линии полета с крылатыми динозаврами. Поэтому будущее зависит только от нас — в том смысле, что мы открываем его через наше воображение.