Криптовалюты как платежное средство развиваются стремительными темпами. По скорости внедрения они, кажется, обгоняют даже интернет в период конца 1990-х. В некоторых странах уже вошло в привычку считывать QR-код на кассе и платить стейблкоинами за покупки. ForkLog изучил статистику и пообщался с бизнесами разной величины, чтобы рассказать, как продвигается принятие технологии.
«Криптоадопшен» в цифрах
Для лучшего понимания гобальной ситуации стоит обратится к отчету Chainalysis за 2022 год. Его авторы создали собственный индекс «криптоадопшена» и рассчитали его для 146 стран.
Показатель состоит из нескольких субиндексов:
- объем торговли на централизованных криптобиржах;
- объем розничной торговли на централизованных биржах:
- объем P2P-сделок;
- объем торговли в DeFi-сегменте;
- объем розничных сделок в DeFi-сегменте.
Согласно полученным данным, на первых пяти местах по порядку расположились: Вьетнам, Филиппины, Украина, Индия и США. Россия заняла девятую строчку.
Мировой индекс криптопринятия демонстрирует, что в период с 2019 по 2021 год показатель подскочил с околонулевых значений до пиков вблизи 0,9. С того момента значение изменялось волнообразно и к середине 2022 года оставалось на локальных минимумах.
Эксперты связывают шаткие показатели с наступлением медвежьего рынка. Однако, по их мнению, многие игроки демонстрируют сильную устойчивость к кризисным ситуациям.
«Пользователи в странах с доходом ниже и выше среднего часто полагаются на цифровые активы для отправки денежных переводов, сохранения своих сбережений во времена волатильности фиатных валют и удовлетворения других финансовых потребностей, уникальных для их экономики. Эти государства также склонны полагаться на биткоин и стейблкоины больше, чем другие», — подчеркнули в Chainalysis.
При этом большая часть новых пользователей, которые вкладывают капитал в криптовалюту в периоды роста, остаются при падении цен. Это позволяет экосистеме последовательно расти на протяжении разных рыночных циклов, добавили исследователи.
Более локальные данные — о читателях журнала ForkLog — приводятся в нашем ежегодном опросе, в котором приняли участие более 1600 человек.
19,8% респондентов связаны с бизнесом в области блокчейна и криптовалют. Большинство (33,7%) впервые купили или получили цифровые активы в 2017–2019 годах. Около 31% — в 2020-2021 годах, еще 13,9% — в 2022 году.
В основном читатели используют криптовалюты для долгосрочных инвестиций, а больше трети занимаются трейдингом.
Самыми популярными активами стали биткоин и Ethereum, на третьем месте расположился Binance Coin (BNB).
29,5% опрошенных владеют NFT, но у большинства (56%) нет невзаимозаменяемых токенов и они не планируют их покупать. В 2022 году около 35% инвестировали в DeFi-сектор, 7,2% участвовали в управлении ДАО.
Криптовалюты и бизнес
Прежде чем переходить к реальным примерам взаимодействия предприятий с цифровыми активами, стоит выделить преимущества и недостатки в этом направлении.
Во-первых, следует отметить присущий им онлайн-формат. Многие транзакции с фиатной валютой являются цифровыми, но в их основе лежат физические деньги. Принимающие криптовалюту предприятия в меньшей степени рискуют ошибиться, например, с исполнением платежа и избавляют себя от лишней документации.
Во-вторых, это доступ к новой ликвидности и капиталу. Бизнес потенциально может получить кредит в цифровых активах с меньшими ограничениями и процентами, чем в фиате.
Также благодаря криптовалютам компании предоставляют новые способы оплаты для своих клиентов, гарантируя большую конфиденциальность. Кроме того, такой подход может значительно снизить транзакционные сборы как для фирмы, так и для покупателей.
«Использование криптовалют помогло уйти от ограничений, связанных с традиционными финансовыми системами, вроде высоких комиссий и медленных банковских переводов. Это позволило нам проводить транзакции с партнерами и клиентами на мировом уровне без лишних сложностей», — подчеркнул директор по маркетингу платформы для ставок Dexsport Иван Мюллер.
Он добавил, что фирма видела в цифровых активах инструмент для привлечения клиентов, поскольку многие интересуются новыми технологиями и альтернативными способами финансового взаимодействия. Сейчас Dexsport поддерживает уже семь блокчейнов.
Еще одним преимуществом криптовалют для бизнеса является прозрачность и проверяемость транзакций. Доступные в реестре ончейн-данные упрощают составление финансовых отчетностей и отслеживание поступивших средств.
Однако на повестке дня все еще стоят вопросы безопасности и нормативно-правового характера. Только недавно и далеко не во всех юрисдикциях начали появляться соответствующие законодательства. Так, в мае 2023 года Совет Евросоюза единогласно одобрил законопроект по регулированию рынка криптоактивов (MiCA).
Некоторые фирмы вынуждены тратиться на юристов и экспертов в области блокчейн-защиты, чтобы гарантировать соблюдение правил и сохранность средств.
Основатель проекта по информационной безопасности boqpod Илья Суслин рассказал, что они стали первой компанией в Швейцарии с уставным капиталом в токене Ripple (XRP). Из-за такой специфики финансовые организации отказывали фирме в открытии банковского счета.
По словам Суслина, в один момент для доказательства наличия резервов XRP им пришлось оплатить обучение для юридической компании, которая проводила аудит.
Активы boqpod хранит на холодных кошельках собственного производства.
«Свой код всегда лучше, чем Ledger. Ведь мы работаем с информационной безопасностью, а для нас важно держать руку на пульсе», — отметил руководитель компании.
98% клиентов проекта используют криптовалюты для оплаты. В основном они отправляют стейблкоины через централизованные биржи. Но в качестве самой любимой криптовалюты Суслин выделил Monero (XMR), которая, как и сама boqpod, ориентирована на приватность
В свою очередь, пожелавший остаться анонимным агент по продаже недвижимости в Дубае рассказал о широком распространении криптоплатежей в ОАЭ.
По словам собеседника, его риелторская фирма использует цифровые активы уже более трех лет. Процесс происходит достаточно просто: по договоренности клиент отправляет на кошелек партнеров агентства криптовалюту — в основном USDT и в редких случаях биткоин.
Как правило, операции совершаются на централизованных биржах, иногда с привлечением третьей стороны. Вывод средств компания производит через обменники.
Агент подчеркнул, что в ОАЭ много клиентов, которые платят криптовалютой — порядка 30–40%. В основном это граждане стран СНГ, ЕС и США, иногда встречаются резиденты Китая и Индии.
«Очень многие наши клиенты — это криптовалютчики. Очевидно, что они ищут лаз безопасности для своих денег. Цифровые активы могут давать иксы, но также существует риск потерять вложения. В этом смысле недвижимость является консервативным инструментом, который позволяет сохранить деньги. Поэтому многие криптоинвесторы стремятся покупать дома и квартиры», — пояснил представитель компании.
Активно используют цифровые активы и менее масштабные предприятия. Российский сервис по продаже телефонных номеров Simsms интегрировал криптовалюту в бизнес в 2015 году для обеспечения «более удобных способов оплаты».
Представитель компании Николай Туз рассказал, что они принимают широкий спектр активов, включая LTC, BNB, USDT, DASH, DOGE, XRP, TRX, AXS, HT, DAI, USDT, DESU, ADA, USDC и SOL. Такое разнообразие предоставляет им агрегатор 0xprocessing.
Примерно 15–20% клиентов сервиса предпочитают использовать криптовалюты в качестве оплаты. Вывод совершается через P2P-сделки.
«Мы наблюдаем рост интереса к использованию криптоплатежей в России. Бизнесы и клиенты все больше заинтересованы в этом способе оплаты, и мы ожидаем, что тренд будет развиваться. Также государственные органы выражают интерес к регулированию этой сферы, что может способствовать созданию более стабильной цифровой среды», — поделились прогнозом в Simsms.