Это может показаться парадоксальным, но многие сторонники биткоина приветствуют иски Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) против криптовалютных бирж Coinbase и Binance.
Ранее CEO биткоин-компании Swan.com Кори Клипстен в комментарии для Fortune назвал позицию SEC в отношении криптовалют «последовательной», а глава платежного приложения Strike Джек Маллерс сказал, что председатель Комиссии Гэри Генслер пытается «защитить целостность финансовых рынков Америки».
Оба раскритиковали Coinbase за листинг альткоинов и назвали Binance офшорной биржей, которая торгует незарегистрированными ценными бумагами. Подобная позиция находит поддержку среди известных представителей биткоин-сообщества, включая Макса Кайзера, Сэмсона Моу, Мэтта Оделла и других.
По мнению партнера Castle Island Ventures и соучредителя Coinmetrics Ника Картера, такое поведение биткоин-гуру превращает первую криптовалюту в культ:
«Есть “те, кто пользуется биткоином”, также известные как биткоинеры (их большинство). А есть люди, которые превратили биткоин в светский культ. Назовем последних лазерные глаза, макси или еще как-нибудь, не столь важно. Они знают, кто они, и мы знаем, кто они. Тут нет никакой неопределенности — это люди, которые превратили биткоин из инструмента в систему убеждений и образ жизни», — говорится в эссе Картера в Twitter.
Он утверждает, что подавляющее большинство адептов культа — новички, опоздавшие на ралли 2021 года, верящие в модель Stock-to-Flow и превосходство биткоина над «шиткоинами» и фиатом:
«Просто ежемесячно отчисляя десятину в биткоин, вы можете осуществить финансовое перевоплощение в более справедливом мире. Когда фиат и все остальное рухнет, вы будете одним из немногих избранных, правителями среди руин».
По словам Картера, Coinbase и Binance в совокупности привлекли 100-200 млн человек, сделав для массового принятия биткоина больше, чем другие компании. Однако лазерные глаза приветствуют атаки правительства на эти платформы, поскольку «смотрят по-медвежьи на крипту больше, чем по-бычьи на биткоин», а большинство из них потеряли деньги после прихода на рынок в 2021 и 2022 годах:
«Так что же привлекает этих людей в биткоине? Говоря просто, светский культ. Это образ жизни людей на задворках общества, которые в других обстоятельствах были бы конспирологами, “золотыми жуками“, радикальными либертарианцами и т. д. Как правило, они недовольны существующим положением вещей и обвиняют центральные банки, процентные ставки, и, в конечном итоге, “фиатную культуру“ во всех проблемах».
Картер утверждает, что биткоин-максимализм — это не «религия», а буквально религия. Ее адепты верят в то, что биткоин был сотворен уникальным, совершенным и справедливым способом, и ничто не может сравниться с ним. Только божественный Proof-of-Work Сатоши и отсутствие премайна могут способствовать созданию по-настоящему глобальных децентрализованных денег.
В мировоззрении лазерных глаз Картер выделяет несколько мотивов, схожих с религиозными:
- спасение. Любой грех, каким бы ужасным он ни был, прощается, если вы покаетесь, откажетесь от шиткоинов и примете биткоин;
- религиозные тексты. White paper Сатоши и его сообщения на форуме, а также экзегеза вроде «Стандарта биткоина» Сейфедина Аммуса;
- десятину. Покупайте сатоши каждые две недели, даже если вы теряете деньги. Вы все равно делаете добро, потому что это работает на благо Церкви биткоина;
- эсхатологию. Грядет фиатный апокалипсис/гиперинфляция/большой долговой пузырь, и не останется ни одного финансового актива, кроме биткоина. После вознесения землю унаследуют биткоинеры, а на горстку сатоши можно будет купить целые кварталы. Сегодня ты простой плебей, но завтра ― барон;
- ритуалы. Совершите паломничество в Сальвадор, чтобы сделать платеж через Lightning Network в Макдональдсе; посетите биткоин-конференцию в Майами; слушайте одни и те же подкасты с теми же гостями из недели в неделю; тролльте ноукоинеров и шиткоинеров в Twitter; рассказывайте свою историю знакомства с биткоином; вербуйте новых адептов культа.
Как это связано с Binance и Coinbase? Хотя обе платформы сделали больше для внедрения и доступности биткоина, чем другие компании в индустрии, они «нечисты» из-за поддержки других криптовалют.
Позиция биткоин-максималистов, считает Картер, заставляет вспомнить ранние твиты главы Coinbase Брайана Армстронга. Тогда он еще не осознавал, что для выживания на рынке нужно создавать то, что нужно людям, а не состоящему из фанатиков меньшинству.
«Вот почему вы не найдете макси, создающих настоящие компании. Быть фаундером — значит принимать рыночные реалии, а не навязывать миру свою идеологию», ― утверждает Картер.
Binance и Coinbase, возможно, принимали сомнительные решения о листинге и предлагаемых продуктах. Однако именно они способствовали массовому принятию биткоина:
«Лазерные глаза видят мир иначе. Они не сосредоточены на успехе биткоина, а хотят жить в “чистом мире”, где первая криптовалюта является маргинальной и нишевой, а все конкуренты потерпели неудачу.
В “падшем мире”, где другие криптовалюты также процветают, придется признать: биткоин был не Особенным, а лишь одним из многих инструментов. Причем некоторые из них оказались более успешными и адаптивными. Их бог был ложным: предначертанное будущее не наступило и никогда не наступит».
Картер предлагает читателям представить себе христианина, который «стоит перед небесными вратами и понимает, что Бог оказался Аллахом, Кришной, Зевсом или Тором». Он видит грешников и язычников, которые поднимаются по лестнице к святым вратам. Это, уверен Картер, похоже на момент осознания того, что макси поставил не на ту лошадь:
«В “падшем мире” станет ясно, что у лазерных глаз никогда не было особого знания. Их откровения были тенями и иллюзиями, а гуру — лжепророками. Этот кризис веры слишком болезненный, поэтому максималисты молятся и надеются на крах всех шиткоинов и нечистых конкурентов».
Получается, добавляет Картер, что Binance и Coinbase увеличили рыночную капитализацию первой криптовалюты на десятки или сотни миллиардов, но сделали это неправильно. Они согрешили, добавив поддержку других монет, позволили процветать Ethereum, Solana и XRP:
«Самый большой грех криптобирж — быть политеистами в монотеистическом мире. За это они заслуживают уничтожения. Даже если Binance управляет крупнейшим P2P-рынком на Глобальном Юге. Даже если Coinbase более десяти лет боролась за биткоин с регулирующими органами США. Даже если эти компании хранят больше биткоинов для своих пользователей, чем кто-либо другой. Это не имеет значения, ведь они нечисты».
Картер отмечает, что реакция лазерных глаз на атаку Coinbase и Binance показательна: их не заботит прогресс индустрии и принятие биткоина, им нет дела до 100 млн пользователей этих бирж. Максималисты якобы презирают государственную власть, но счастливы использовать ее против своих врагов.