О первой российской платформе для токенизации активов «Атомайз» слышали многие. Специальные алгоритмы позволяют переводить в цифровую форму право собственности практически на все: от недвижимости и металлов до изобретений и улучшений. Сегодня тысячи россиян используют токенизацию, чтобы облегчить взаимодействие между государством, клиентами и партнерами. О плюсах и минусах ЦФА, токенов на золото и бриллианты редакция BeİnCrytpo поговорила с Владимиром Стасевичем, советником генерального директора «Атомайз».
Об идее выпуска ЦФА и создании платформы «Атомайз»
Как сообщил в начале разговора Владимир Стасевич, никакой грандиозной идеи в основе платформы вовсе не было. Необходимость в создании инструмента токенизации возникла на фоне глобального развития технологий.
«Со своей стороны еще и регулятор выстроил рынок ЦФА, который представляет собой продолжение крипты, но при этом вобрал в себе все лучшее из финансового рынка. Имеется ввиду то, что ЦФА находятся в правовом поле и у них есть рамки. В итоге мы получаем продукт, который более защищенный и более надежный, чем крипта, но несет в себе прорывную технологию, которая дает технологическое преимущество», — прокомментировал спикер.
Регулятор просто создал необходимый фреймворк, пояснив, как работать в этой технологии. Блокчейн помогает убрать внутренние излишества, обеспечивая прозрачность и неизменяемость информации. Вот эти все вещи технически обеспечены, их не надо делать руками. В этом плане регулятор действует очень прогрессивно, считает Владимир Стасевич.
Над запуском платформы «Атомайз» работала вся команда. Здесь нужно отметить, что команда проекта —одна из самых сильных команд по части блокчейна в стране.
«У нас на рынке есть много компаний, которые взяли вендерские решения, но у нас не вендерское решение, мы написали его сами. Это хорошая прогрессивная технология. Команда у нас очень сильная. Передовые ребята со знанием дела. Мы были первыми, поэтому на нас именно отточились все процессы. Сейчас мы видим, что регулятор выдает лицензии гораздо быстрее. Но в нашем случае пристальное внимание регулятора было оправданным, потому что мы были первыми, кто создал такой кейс платформы ЦФА совместно с ЦБ», — рассказал Владимир Стасевич.
О пользователях платформы
Как говорит топ-менеджер «Атомайз», сегодня платформой пользуются тысячи клиентов. Среди них есть как физические, так и юридические лица.
«Очень много физических лиц, которые поучаствовали в программе «Цифровой инвестор». Много есть институциональных инвесторов, и эмитентов. Объем выпущенных ЦФА уже превысил 4 млрд рублей. Есть продукты долговые, есть продукты, связанные с металлом, есть цифровой квадратный метр. Много продуктов запущено, они доделываются, оттачиваются. В каких-то продуктах спрос большой и мы туда активно инвестируем. Какие-то продукты пока экспериментальные. Их мы вместе с клиентами дорабатываем, улучшаем», —пояснил эксперт.
Наиболее популярным направлением остается альтернативное финансирование. То есть по сути строится еще один финансовый рынок рядом с существующими. По словам Владимира Стасевича, их не нужно перемешивать. На этом альтернативном финансовом рынке издержки ниже, поэтому на эти продукты есть большой спрос.
О продуктах компании
На сегодняшний день с помощью платформы «Атомайз» были цифровизированы металлы, драгоценные камни и даже квадратные метры в коммерческой и жилой недвижимости.
«Возьмем, например, цифровой квадратный метр. Мы к чему стремимся? Наша цель создать продукт, где ты копишь квадратные метры. Потом их можно продать или обменять. Это желание владельца», — поясняет Владимир Стасевич.
Тоже самое касается и драгоценных металлов. Получить золото можно, и как слиток, и как токен. Вот так прямолинейно не было такого никогда.
«Это инновационная тема, потому что в наши времена, при текущей волатильности хранить доллары под подушкой или золото — это еще нужно подумать. Ведь золото — это дело такое, хорошее, надо иметь золото. Это буквально пару примеров, а их больше, потому что на этой новой технологии, на этой новой регуляции огромное количество юз-кейсов может быть создано. Вот смотрите: был создан iPhone. На нем придумали App Store. И после этого что случилось? Случился взрыв мобильных приложений. Нельзя же было предугадать какие именно приложения будут созданы. Это просто была новая технология, которая открыла огромные возможности и пространство для творчества. Здесь тоже самое», — уверяет эксперт.
О выпуске ЦФА и законодательстве
По словам эксперта, NFT не противоречит законодательству о цифровых финансовых активах. Это просто термин. Он может быть реализован либо в ЦФА, либо в ГЦП (гибридных цифровых правах), при этом некорректно приравнивать NFT исключительно к инвестиционным активам. NFT содержит в себе два вида прав: денежное требование и право интеллектуальной собственности.
«Например, вы нарисовали картину, это ваша интеллектуальная собственность, ваш актив. Это материальный актив. Но может же быть нематериальный актив, например, картину вы нарисовали на компьютере. Я могу к вам прийти и предложить купить эту картину. Мы должны будем с вами подписать договор купли-продажи. Что такое токенизация? Это когда вы свои права на такой объект упаковываете в токен и теперь он обращается на рынке удобным способом. Он упаковывается в токен, который ложится на платформу и в этом токене он может гулять туда-сюда и продаваться в один клик. То есть получается это уже не просто договоренности между двумя людьми, а это уже целая платформа, где есть механизмы отслеживания стоимости и так далее», — поясняет Владимир Стасевич.
Права на собственность в токене реализованы очень удобно с технической и регуляторной точек зрения, поэтому ими просто торговать и обмениваться, особенно если вы используете для этого специализированную платформу, которая упрощает процесс и ускоряет поиски покупателя.
О плюсах и минусах ЦФА
Эксперт выделяет несколько положительных сторон цифровых финансовых активов, в их числе снижение издержек, простота обращения, скорость.
Но есть и минусы. Большинство из них присущи любому рынку в начале пути: нужно решить массу регуляторных, технических и инфраструктурных вопросов, наладить взаимодействие участников рынка, сформировать правила налогообложения.
В Беларуси, например все цифровые активы вообще освобождены от налогов. У нас пока это общий налоговый режим. Это нужно как-то менять и помогать рынку, чтобы на него приходили инвесторы», — подчеркнул собеседник.
О планах компании
Как говорит Владимир Стасевич, планы у компании действительно грандиозные, и в первую очередь команда намерена расширить количество продуктов.
«Мы хотим перейти к масштабированию успехов. Где-то больше спрос, где-то меньше спрос. Там, где мы начинаем масштабироваться, мы строим канал продаж, дистрибуцию. В той части, где мы продолжаем эксперименты — пробуем, смотрим. Мы будем продолжать развитие темы цифрового квадратного метра, цифрового инвестора, а также будем создавать темы проработки ряда продуктов для малого и среднего бизнеса. В этой сфере есть всегда большая зона роста. Одно дело — большой бизнес, у него есть способы привлечения финансирования, а вот малому бизнесу всегда с этим сложнее», — поделился эксперт.
«Атомайз» планирует запустить в пилотном режиме продукты для венчурного инвестирования, а также развивать инструменты для токенизации товаров, металлов, товарных запасов.
The post «Мы выпустили цифровые активы на 4 млрд рублей», — Владимир Стасевич, советник генерального директора «Атомайз» appeared first on BeInCrypto.