Пт. Янв 24th, 2025

Какие страхи остались в 2023 году, а какие продолжат влиять на DeFi и дальше? Своими наблюдениями и прогнозами с читателями ForkLog делится Web3-предприниматель и криптоэнтузиаст Владимир Менаскоп.

С одной стороны, нет ничего скучнее, чем подведение итогов года: все, кто в курсе, и так все знают (точнее — так думают), а кто не в курсе — в принципе не интересуются. 

С другой — слишком много стало вокруг Web 3.0 FUD, FOMO и прочих нелицеприятных аббревиатур, а значит, самое время поговорить о том, что действительно важно: o HODL на главном уровне — ментальном. 

Всегда стараюсь оценивать ниши, векторы, отрасли, рынки, сферы по «боковым трендам», то есть по каким-то глобальным тенденциям, которые никуда, скорее всего, не денутся и через пять, и через 50 лет, а в ряде случаев и через 500. Пример такой тенденции — транзакционная репутация. Но есть и другие. О них и пойдет речь ниже. 

Абстракция аккаунта — лишь часть пазла

Абстракция учетной записи — одна из базовых ставок тех, кто стремится сделать криптосферу с приставкой mass adoption. Хорошо это или плохо? Не стану утверждать однозначно. 

При этом два «А» в названии (Account Abstraction) требуют высказаться по этому вопросу. 

Вот ряд тенденций, которые ведут нас к этому:

  1. Сложность некастодиальных решений (MetaMask, Trustee, Trust, Bitcoin.Core) очевидна, но энтузиастам они подходят, поскольку базовый тезис этой механики прост: «Твои ключи — твои деньги». Но массам это вряд ли интересно. 
  2. Поэтому, в частности, появились снапсы для MetaMask и WaaS-решения от Coinbase и Trust: вполне рабочий B2B-заход для решения проблемы доступности. И 2023 год здесь стал определяющим. 
  3. При этом низкая безопасность централизованных решений никуда не ушла: достаточно вспомнить количество взломов в DeFI-сегменте или даже хак с SIM-картой Виталика Бутерина. 
  4. При этом некастодиальность сама по себе не спасает от пробелов централизованных посредников: например, серверов, откуда загружаются обновления. 
  5. Равно как не спасают они и от прямых атак (direct hacks): таких как отравление адресов и/или транзакций. 

Поэтому, с одной стороны, происходит интеграция все большего количества решений для безопасности конечного пользователя, а с другой — сам кошелек оказывается все более похожим на обычное приложение (dapp остается всем тем же app, но вот только без приставки d). 

А это хорошо или плохо? Вопрос неправильный. Какой же правильный? «Кому это нужно?» — вот верный вопрос. И ответов на него множество:

  1. Тем, кто только пришел в криптоиндустрию.
  2. Тем, кто разобрался с плюсами и минусами кошельков и решил пойти дальше.
  3. Тем, кто по каким-то причинам хочет спонсировать первичные транзакции: скажем, проектам, раздающим аирдропы.
  4. Тем, кто… 

Можно долго продолжать, но целевые аудитории явно большие. Другое дело, что альтернатива полноценных некастодиальных решений должна остаться. Иначе мы рискуем попасть в мир CBDC фактически голыми, если, конечно, признать, что цифровые одеяния давно стали не менее важны, чем крыша над головой и доступ к воздуху, еде и воде. 

Медвежий рынок и эпоха CBDC 23–25

Для меня вехой падающего рынка 2022-2023 годов стали массовые увольнения, которые затронули фактически всех гигантов индустрии: от Coinbase и Binance до производителей железа. Это крайне показательно, поскольку IT-компании, в том числе «крипто», явно не умеют считать деньги и развиваются пока лишь из-за безумных фиатных вливаний в рынок. 

В этом смысле не биткоин растет, а доллар падает. И падает он не просто так: с 2023 года мы переживаем первичный переход к цифровым валютам центральных банков (при том что нулевой состоялся в 2019—2022 годах). 

Если скрестить эти две тенденции — медвежий крипторынок и растущий рынок CBDC, то станет ясно, что базовый тренд уходящего года был в том, чтобы насадить еще больше мифов, чем раньше.

И первым значимым FUD-мифом стал прямой «наезд» на децентрализованные автономные организации

ДАО-мир изменился, я чувствую это

Если посмотреть на дела bZx, LBRY и на другие подобные пре- и инциденты, то станет ясно, что ключевое дело для индустрии — отнюдь не Ripple против SEC, а именно эти, где небольшие и небогатые организации должны сражаться с Левиафаном во плоти и бесконечным бюджетом про запас. 

Есть немало VC-стартапов, таких как SuperDAO (мы его разбирали подробно), которые, абсолютно не понимая особенности отрасли, катализируют негатив среди сообществ: как инвесторов, так и участников ДАО. 

При этом за 2023 год ряд конфликтов в Uniswap, EOS, Aragon и подобных завершился в пользу сообществ. По крайне мере комьюнити научились высказываться: громко, внятно, по делу. 

Конечно, бывают и прямые, технические и организационные, атаки на ДАО, которые стоит научиться устранять. И в этом смысле атака на Tornado Cash показательная, а на Platypus Finance — стандартная. Но это лишь вечная борьба снаряда и брони, которая есть порождение принципа единства и борьбы противоположностей, тогда как насаждаемый FUD — атака информационная, а значит, идеологическая, и вот с ней справиться не так просто. 

И для меня лично это куда более значимо, чем насаждаемые страх и ненависть. Впрочем, другая важная отрасль — DeFi — страдает на тех же основаниях. 

DeFi 2.0: RWA, ReFi, NFT 2.0 и не только

DeFi работают прекрасно: получить в полузакрытом мире доходность в 5%-15% в твердой валюте (будь это BTC, ETC, DAI или что-то еще) — не так плохо, как кажется. 

Но прелесть DeFi еще и в том, что они никогда не останавливаются в развитии. В частности, сейчас видны следующие векторы:

  1. Финансиализация NFT 2.0 и прочих программируемых ассетов. В этом и заключается суть DeFi 2.0, а не только в лего-сборке, насаждаемой крупными игроками.
  2. Сам концепт дорос уже до программируемых пулов и вышел в виде реализации: речь о Uniswap v4.
  3. При этом, если уж беспокоиться о рынке DeFi, то только с точки зрения крупных игроков. Достаточно вспомнить прошлые истории (FTX, Celsius, 3AC, Terra), а равно самую звонкую из нынешних — Binance, чтобы понять, чем DEX лучше CEX.
  4. В этом смысле взлом Curve и любого другого проекта — «мелкий инцидент в сравнении с действиями SEC». Но понять это пока дано не каждому, особенно тем, кто не прочувствовал три пункта выше.
  5. Наконец, DeFi и дальше будут идти в ногу со временем — и даже опережать его, что уже видно по рынку RWA и ReFi

В целом же децентрализованные финансы будут разрастаться как минимум по трем векторам:

  • деривативы — первого, второго и последующих порядков;
  • страхование — различные практики хеджирования и прямых выплат; 
  • роутинг —он будет все интереснее, насыщеннее и сложнее. 

Тем более что мы уже стоим на пороге больших TVL в L2-решениях, а L3 — не за горами. А вот гонка за ETF — еще один писк моды, а не то, что нативно принадлежит децентрализованным финансам. Задача централизованной (то есть публичной) власти в том, чтобы выделить негатив в криптосфере и убрать его от фиатных рубежей. Чего стоит подобное утверждение: «Власти Сингапура заморозили $1,8 млрд, связанные с отмыванием криптовалют». На самом деле — ничего, поскольку из $1,8 млрд в криптовалютах насчитывалось едва ли $27 млн. 

Вкупе с возможным KYC внутри смартов Uniswap и блокировок от Tether возникает много интересного в оценке таких проектов, которые пытаются найти все новые и новые виды активов, будь то Asymetrix или Maverik, Envelop или Solv, Frax или Curve. 

Но уйдем от очевидного застоя в противостоянии централизации и децентрализации в мир поэтапной эволюции и поговорим про L3. 

L3 — уже реальность

Не буду писать о банальном — о том, что Arbitrum, Optimism, zkSync выросли по пользовательской базе, dapps, TVL и другим параметрам, а также о том, что на OP Stack уже заработала далеко не одна успешная сеть (Mantle, Base и так далее). 

Но зато скажу, что оба подхода к L3 работают:

  1. Когда делаем «дапсчейн» и идем «сверху вниз».
  2. Когда выбираем унифицированную сущность и экстраполируем на любой уровень: от L0 до L3, то есть идем «снизу вверх». 

Поэтому L3-решения — такой же «боковой тренд», как и транзакционная репутация, но только в аспекте увеличения уровней абстракции: если AA помогает быстрее заходить B2C-пользователям, то лего-режим в DeFi и L3-проектирование предназначен для B2B (компаниям, разработчикам, ДАО). 

Другое дело, что базируются они все в основном на PoS или синтетических консенсусах, а PoS-системы, как и ожилось, переживают массовые стресс-тесты и часто неудачно. Коротко обсудим и это.

Стресс-тест для PoS

Базовых проблем у PoS много. Я писал об этом на Forklog еще в 2020 году: здесь, здесь и здесь. Но вот несколько проблем, которые стали очевидны в 2023:

  1. Ethereum и цензура (от) валидаторов. Решение здесь лежит в плоскости внедрения ZKP-модулей, шифрования мемпула и так далее. Но идейно это всегда будет хуже, чем в PoW с открытыми майнинговыми пулами.
  2. Гонка за искусственным параметром TPS привела к тому, что многие другие, куда более значимые аспекты оставались в стороне, и в итоге мы имеем перерождение биткоина (например, его выигрыш у той самой «быстрой» Visa) и развитие L2-сетей c EVM-совместимостью на фоне рваного хайпа Aptos, Solana, Near и прочих «убийц» эфира (провалился и вездесущий TON, наступив на те же грабли).
  3. При этом PoW никуда не делся, хотя и сильно изменился после перехода на PoS, а его оракульная часть еще покажет себя — и не раз. 
  4. Кроме того, проверку на централизацию PoS-системы явно не прошли. 

Все это подводит нас к тому, что вторым прорывом после блокчейна должны стать ZKP-решения. А на базе zkSNARKs или zkSTARKs (или даже чего-то совсем инновационного) — вопрос вторичный. 

ZKP — наше все, или прогнозы на будущее

Да, без этой технологии эволюционировать в мире централизованных цифровых денег, цензуры, кредитных рейтингов и прочего будет крайне сложно. Другое дело, что в 2023 году развивался технический аспект, а нужен уже бизнес. И я вижу в этом перспективу на 2024–2027 годы. 

Но технология никогда не победит идеологию. Она может ее изменить, но не сломать. Поэтому куда важнее, как технологию понимает тот самый «простой человек», «массовый пользователь». А понимает он ее, честно сказать, отвратно. Судите сами.

FOMO + FUD = FOOD для масс

Когда происходит явный вектор атаки — взлом мостов — люди не идут искать ZeroLayer или даже EYWA. Они уходят на CEX, которые замораживают их деньги, подвергаются взломам и накручивают обороты на 88%-95%

Когда люди услышали FOMO об ICO (примеры здесь и здесь), они изменили концепт токенсейла, сделав его похожим на VC-продукт, хотя сами ICO просто переродились в IDO, INO, IGO и другие форматы. 

Когда люди слышат про биткоин, то уже не могут сказать, что это «грязные деньги». Но даже в 2023 году говорят, будто это «детище ЦРУ», хотя как раз Сатоши научил нас, что мы живем в недоверенной среде и не важно, кто ее произвел — нужно работать именно в ней. Яркий пример прошлых лет — TOR, разработанный некогда армией США. Или интернет. 

Поэтому задача «номер ноль» для любого криптоэнтузиаста состоит в том, чтобы люди, входящие в криптосферу, были максимально образованы, грамотны и обеспечены, поскольку все иные реагируют на новостной фон неправильно.

Коротко о перспективах

Безусловно, оговорить все не выйдет, но вот ряд прогнозов, которые точно сбудутся (вопрос лишь в том, станет ли это нишей или целой сферой):

  1. Развитие децентрализованных социальных сетей: Lens, Mirror, Bluesky. При этом сами ДСС мигрируют все больше в сторону почт и чатов
  2. Транзакционная репутация: уже воплотилась в ретроспективных (Uniswap, Aptos, 1inch, Arbitrum, ShapeShift) и итеративных (Optimism) аирдропах, но есть еще огромный потенциал у SBT и других инструментов.
  3. Халвинг станет катализатором многих процессов, но по-прежнему не так, как этого ожидает большинство. И уж точно — не тогда, когда оно этого ждет; 
  4. Наверняка фиатные показатели топ-проектов, NFT-сектора и GameFi, а равно и многих других вырастут, но это по-прежнему не будет иметь к «чистому» Web 3.0 никакого отношения. 

На этом у меня все.