Сб. Янв 11th, 2025

Если российский законопроект о майнинге будет принят в текущей редакции, это повлечет создание в стране черного рынка обменников и вывод добытых активов за рубеж. Об этом ForkLog заявили опрошенные эксперты.

Продать нельзя — отчитаться о доходе придется

Именно потенциальный запрет деятельности в РФ криптовалютных бирж и обменников вне зависимости от их юрисдикции специалисты считают главной угрозой.  

Сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов предполагает, что власти помимо прочего ужесточат контроль за банковскими переводами. При малейшем подозрении на покупку криптовалют банк будет замораживать счет и требовать экономического обоснования транзакций. 

«Отдельно «веселит» требование к майнерам отчитываться перед ФНС, декларировать доходы от продажи того, что по сути продавать в России нельзя. То есть продавать нельзя, но налог изволь заплатить», — указал Некрасов. 

Он напомнил, что с принятием закона привычная схема, когда майнеры продавали биткоины обменникам, а те — физлицам, окажется вне закона. 

Вопросы у эксперта вызывает и декларирование добытых монет — оно не прописано детально. 

«Если майнер продал биткоины на зарубежной площадке, должен ли он выходить в фиат? Предполагает ли это создание отдельного юрлица за рубежом и, как следствие, двойную отчетность перед иностранными и российскими налоговиками?» — перечислил Некрасов.

Тем не менее он сохраняет оптимизм относительно дальнейшей работы крипторынка в РФ, поскольку «парализовать его не могут законы ни одной страны».

CEO Indefibank Сергей Менделеев назвал положения документа «запретом на профессию». P2P-сделки закон пока не ограничивает, но любая публичная деятельность по обмену и обороту криптовалют будет запрещена.

«Сделал обменник? Попал под закон. Предложил софт для обменника? Начинай смазывать. Написал в резюме, что умеешь работать с криптой? Немного наклонись. Опубликовал объявление в секции ОТС? Лови бутылку», — описал перспективы бизнесмен.

Касающиеся майнинга положения он также раскритиковал. Законопроект поручает правительству доработать требования к майнерам, в которые могут вписать «что угодно». Затрудняется и продажа добытых криптовалют. 

«Обменники запретят, и реализовать намайненное можно будет на иностранных биржах с непонятно вообще как получаемыми обратно в РФ деньгами. Либо же по сделке с установленным экспериментальным правовым режимом (ЭПР), но для этого сначала нужно будет написать экспериментальный федеральный закон», — объяснил Менделеев.

Угроза монополизации рынка обмена

Управляющий партнер адвокатской коллегии «Град» Мария Аграновская считает, что законопроект запоздал минимум на четыре года и абсолютно не учитывает опыт развитых стран в регулировании крипторынка. 

«Отчего нужно фактически выводить в черный рынок операции по обмену? Чем это имущество отличается от другого? По сути за рубеж выводится большое количество сделок, с прибыли от которых могло быть взимать налог государство», — заявила юрист.

Она также обратила внимание, что в документе не прописана «обещанная» легализация трансграничных операций по оплате криптовалютой товаров и услуг российских компаний.

Аграновская предупредила о потенциальной монополии на обмен криптовалют в рамках ЭПР. 

«В принципе возможен уход всех денег от майнинга за рубеж. Есть опасения, что один игрок в рамках еще не созданного ЭПР не справится с объемом сделок особенно в условиях санкций. Даже работа с DeFi не будет простой», — добавила она. 

По мнению юриста, налогообложение майнинга не требует разработки отдельных норм и законодатели могли обойтись разъяснениями, касающимися ОКВЭД для майнеров и порядка подтверждения операций на иностранной бирже.

Паниковать рано?

Существенно законопроект о майнинге ничего не меняет для игроков рынка, считает управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин. По его словам, в документе отображены запреты, которые уже не раз проговаривались в нативной форме, например в методических рекомендациях ЦБ.

Он убежден, что с налоговой отчетностью у майнеров не возникнет сложностей и они по-прежнему будут реализовывать криптовалюты на иностранных биржах. Сейчас нужно дождаться четких прописанных правил.

«В законопроекте лишь намекнули на то, что учет намайненных монет будет обязателен, форм документов не представили, поэтому сложно оценить объем данных, которые нужно указывать при отчете», — отметил юрист. 

Поскольку законопроект разрешает майнинг физлицам, Тугарин подчеркнул необходимость прописать администрирование НДФЛ. 

«Пока что документ сыроват и его ждет еще много поправок, как минимум введение ЭПР, что даст возможность создать российский обменник, который сможет менять намайненный биткоин на рубли», — заявил он. 

Юрист предположил, что при интенсивной работе правительства такой проект запустят через пару лет.